alejorojas (alejorojas) wrote,
alejorojas
alejorojas

Category:

Юсов, Рерберг и Тарковский. Ошибка оператора

Все что ниже написано - бред от первого до последнего слова. Некая попытка вспомнить некие размышления на тему. Специально не проверяю ни имен, ни фактов, ни дат... поток сознания как он есть. Итак...

Все выросшие в СССР знают фамилию Тарковский (который режиссер). Имя его знают не все (я например сейчас было решил, что Олег... а, нет - Андрей), а вот фамилию - все, кто по зрелом размышлении с чего-то причислил себя к интеллигенции, типа меня... хотя где я, а где интеллигенция? Но сейчас не об этом.

Естественно я Тарковского знал, смотрел, офигевал, не понимал и проч. и всяко-разно. Жили мы в тесном контакте - Тарковский снимал фильмы, Советская Родина их показывала мне в час по чайной ложке, и так весь мир вертелся. В общем, получилось так (невзирая на цензуру, которая зверствовала, и даже, говорят, свирепствовала), что Тарковского я посмотрел всего, по мере выхода фильмов на экран, причем в кинотеатрах - т.е. в том формате, который должно. Ну посмотрел - и ладно... однако осадочек остался. Не осадочек даже, а прямо скажем - любопытство, предчувствие некой тайны...

Причем заметьте, я говорю - Тарковский, ибо я был не просто зритель, а член всех и всяческих клубов кинолюбителей - поэтому ни одной фамилии кроме Тарковского не знал, а кинопроизводство представлял себе некоей магией Арнора... Удуна... ну в общем - совершенно таинственной и непостижимой вещью. А уж то, что кино снимает оператор - и в голову прийти не могло... но об этом позже.

Однако времена менялись, Советская Родина почила в бозе, наступил интернет, торрент и рутрекер... а главное - лично в моей жизни наступил телевизор. С телевизором у меня были давние счеты - я всю жизнь о нем мечтал, он мне всю жизнь не давался. Обычно на телевизор у меня не было денег. Но если они появлялись - телевизор исчезал из продажи. Однако это еще пол-беды... беда в том, что если я покупал телевизор - то оказывался в местах, где прием телесигнала крайне затруднителен, чтобы не сказать - невозможен.

Например - эротический фильм "9 1/2 недель" (возможно, девять дней... не помню) я умудрился посмотреть по телевизору "Ррубидий"... эээ... "Рубин" невероятной какой-то диагонали, да еще и цветной - что означало, что показывал он серую, мутную, расплывчатую картинку. Поэтому когда в интеллигентной беседе меня спросили, а смотрел ли я вышеназванный эротический! (ух, это было что-то) фильм, я злобно пробурчал, что мне он эротическим не показался - мрачные серые люди в ватниках (Украинаа, ауу) ничего эротического не представляли даже для неандертальца, каковым я тогда (как впрочем и сейчас) вне всякого сомнения являлся...

И вот вдруг, ни с того ни с сего - совпало несколько событий. Во-первых, я не стал покупать телевизор (чтобы не оказаться вновь в местах не столь отдаленных), а собрал из всякого цифрового железа устройство столь сложное, что Силы Небесные (которое вне всякого сомнения берегли меня от всего пагубного) несколько подрастерялись и не распознали угрозы... ко всему этому я добавил антенну и вуаля! Сигнал, мягко выражаясь, попер...

А я тем временем занялся еще и фотографией, и обнаружил - что это такая профессия. В смысле - не хухры-мухры, наводишь фокус, получишь результат... в теории. На практике же увы и ах, фото "нэ лэзе" ни в какие ворота. Сии потуги привели однако к тому, что я осознал простую для кого-то вещь (а для меня это был прям апокалипсис) - кино снимает оператор! И стал я присматриваться к работам операторов, и даже - о кощунство! - считать их важнее режиссеров.

И тут коварно собранный мной из цифрохлама девайс вдруг выдает мне цифрового качества черно-белую картинку... "Иваново детство". А до того сей фильм я умудрился не посмотреть, Советская Родина таки утаила его от не слишком настойчивого кинолюбителя. В общем - глянул я и совершенно обалдел... каждый, практически каждый кадр фильма был шедевром фотографии, невероятным даже для меня (пересмотревшего к тому времени весь Голливуд, Францию, Италию и даже СССР)... как? А главное - кто?

И что же вы думаете? Это был Тарковский. Сказать что меня удивило, значит ничего не сказать - ибо Тарковского я пересмотрел и опознавал по одному кадру... а здесь - совершенно невероятный Тарковский! Однако внимательный читатель заметил, что к тому времени я уже поднялся до определенных высот в интеллектуальном развитии и уже знал слово - оператор... А поскольку интернет уже настал, и цифро-хлам (выполняющий функции телевизора) кроме всего прочего легко в виде паука лез в свою паутину, то я легко узнал все что скрыто, а именно - фамилию оператора сего шедевра.

Им оказался Юсов. Если не ошибаюсь - Вадим Юсов.
А "Иваново детство" - чуть ли не первая работа Тарковского, снятая им совместно с Андроном (он же Андрей) Михалковым-Кончаловским (впоследствии просто - Кончаловский)... и вот тут я понял - тайна сия велика есть! Ведь с помощью интернета можно узнать все - в частности всех операторов, снимающих с режиссерами вообще и с Тарковским в частности. Сказано - сделано. И что бы вы думали - тайна таки имела место быть!

И заключалась она вот в чем...

Но сначала - небольшое отступление про операторов. Оператор - это такой специальный человек, который не умеет говорить. Режиссер - умеет, а оператор - нет. Зато режиссер не умеет снимать, а оператор - умеет. Поэтому тандем режиссер - оператор решает все. Нет тандема - нет кино. И выяснились удивительнейшие подробности... например - что Никита (который Сергеевич) Михалков (он же МихАлков) работал с одним и тем же оператором... ну кто бы мог подумать! Фамилия этого оператора Лебешев (вроде бы Петр... а, нет - Павел!) Павел Лебешев, и именно ему (а не МихАлкову, как я наивно думал) мы обязаны удовольствием наблюдать божественную картинку михАлковских фильмов...

Легко предположить, что Тарковский, после оглушительного успеха "Иванова детства", должен был и дальше работать с Юсовым и только с Юсовым...так и получилось. С Юсовым он снял свои гениальные фильмы "Солярис", "Андрей Рублев"... Тарковский подбирался к "Зеркалу", и вдруг бац! "Зеркало", гениальное "Зеркало" он снял... с Рербергом... гениальнейшим Георгием Рербергом, это все так... но почему не с Вадимом Юсовым? Ведь сработались, ведь как показало будущее - Юсов шел вперед и вверх семимильными шагами, становясь Оператором мирового уровня, Тарковский (что ни говори, не случайный человек в кино) не мог этого не понимать... так почему с Рерберкогм? И куда же делся Юсов?

А Вадим Юсов ушел к Бондарчуку (нет, не к Федору - к Сергею, тут Юсову не повезло... Федор еще не снимал) на знаменитую картину "Они сражались за Родину". За которую впоследствии получил все мыслимые и немыслимые награды, сделался профессором ВГИКа и умер совсем недавно, прожив долгую, счастливую творческую жизнь... но почему он ушел от Тарковского? Ушел с "Зеркала"? Ведь гениальный режиссер, гениальный фильм, ведь пик карьеры? И потом - если человек ошибся, то все рушится (мы это еще увидим на примере Георгия Рерберга), а у Юсова карьера резко пошла вверх... вот она, тайна как она есть - понял я и напряг интернет. И вуаля - Вадим Юсов сам мне ответил на этот вопрос... но об этом чуть позже.

Итак, Юсов ушел на "Они сражались за Родину", а на его место пришел гениальнейший Рерберг - и все заверте... Они с Тарковским сняли "Зеркало", гениальный режиссер и гениальнейший оператор сняли гениальный фильм... что тут началось! Почет, слава, деньги (это я фантазирую)... однако во многих почестях - многие печали. Вдруг все остановилось (у Тарковского в частности, Рерберг продолжал снимать)... почему? Ну так "кговавая гэбня" душила же свободы! Шучу :) Не знаю почему, могу только предполагать.

Одна из гипотез - Тарковский просто не умел снимать кино (это я даже могу попытаться обосновать, хотя и лениво... и это совсем не умаляет гениальности Тарковского кстати - мало ли кто из гениев чего не умел? создать шедевр это одно, а освоить производство - совсем, совсем другое, особенно такое сложное, как кинопроизводство) и не слишком любил работать (это я пытаюсь мерить гения по себе) некоторые работы, например - составление планов (ибо фильмы он снимал совершенно осатанело - не случайное кстати слово - загоняя до полусмерти себя и всех вокруг). А тогдашнее Гос.кино (это я вру по памяти) были весьма высокопрофессиональные люди. И попытки Тарковского всучить этому самому гос.кину не проработанные сценарии легко вскрывались и отметались... и Тарковский загрустил, причем стал делать это в полной темноте (это я опять вру). Дело в том что МосЭнерго (филиал кровавой гэбни) периодически врывалось в квартиру Тарковского, и вырубало там свет (мотивируя смехотворнейшими поводами типа не оплаты счетов за электроэнергию)... так дальше продолжаться не могло.

И Тарковский нашел гениальнейшее, хотя и не бесспорное решение - написал письмо Съезду Партии КПСС (почему-то мне кажется, что XXII-му, хотя это конечно далеко не факт... лень проверять какому), мол - доколе? Мол голодую и скитаюся по воле пославшего мя нах госкино! Мол - да будьте же вы людьми, дайте пару охуелиардов на гениальную фильму! А Съезд - это вам не выше уже разок упомянутые хухры, я извиняюсь, мухры! Съезд шутить не любит. И этот самый съезд позвонил в гос.кино (и даже приказ издал) и гневно потребовал (посадить нахрен негодяя? не угадали) прекратить издеваться над великим режиссером и немедленно запустить его в производство. Об исполнении - доложить.

Однако - гос.кино не лыком шит, он хитер и осторожен... да, вы правы - но возможен ход обратный, говорит. Гос.кино возглавлял такой человек... да что там человек - Человечище! Человек-партизан, ну например - Паршин (во я заврался! это в фильме "Оттепель" глава госкино партизан Паршин, а в реале - Бог весть кто)... в общем - может и не партизан, но весьма серьезный мужчина. И вот этот серьезный мужчина был слегка удивлен, что бездельник и лентяй (ну мне так кажется, а он-то себя считал конечно жертвой кровавого режЫма) Тарковский вместо того чтобы взяться за ум и начать готовить нормальные планы на фильмы (а без таковых планов денег - совершенно громадных деньжищ, кстати - на фильм не дадут), взялся кляузы строчить... однако глава гос.кино был мужик и не стал писать съезду что Тарковский - пьяница, тунеядец и антисоветчик, которому денег давать нельзя - ибо все профукает (как впоследствии и оказалось), а зашел с козырей.

Вызвал Тарковского и предложил ему немедленно! представить план на тот фильм, который у него, Тарковского, якобы готов к производству (а кино - это производство, дешевле ракету в космос запустить чем кино снять), и который ему, Тарковскому, якобы не дает снимать коварное гос.кино. Тарковский вышел из кабинета пошатываясь... ибо никакого-такого плана у него не было. Ну то есть совсем. Он же гений! Он создан творить! Какие еще к чертовой (это не случайное слово) матери планы? Жалкие, ничтожные людишки...

Однако не предоставить такой план было чревато, дело-то на контроле съезда (партии, если кто забыл), а съезд шутить не любит... И Тарковский нашел гениальное (как ему тогда казалось) решение - предоставить нечто похожее на план (как я его понимаю, сам такой!) И предоставил. Сценарий к фильму "Сталкер". Ну как сценарий... такой скорее набросок сценария, некий даже не документ, скорее - материал о намерениях подумать насчет Стругацких...

Тут надо пояснить, как снимается кино (я сам не знаю, но уже догадываюсь). Собирается толпа... нет - толпища людей. Каждый на своем участке. Делает свою работу. Все как один. В едином порыве. А режиссер все сводит воедино, всем царствует и надо всем владеет... и поэтому без детальнейшего плана - никуда. Ибо? Растранжиришь (пардон ми май френч) народные деньги без плана, а за деньги по головке не погладят... и как вы понимаете из названия, никаким-таким детальным планом сценарий не является. Каждый, кто составлял детальный план работ в сроки за деньги знает - это большой, тяжелый труд. На который у гения Тарковского увы - не хватило времени, всего пять лет прошло, тут пока подумал - день прошел, какой еще к черту (вот, опять!) план?

Но случилось чудо - гос.кино сочло набросок сценария планом. Выделило деньжищи (охуелиард по нонешним ценам), пожелало успехов и помахало вслед ручкой. Видимо мотивируя тем, что в случае чего - будет виноват Тарковский, а пока напишем съезду, мол - ваше замечание со всем нашим вниманием пущено в работу при взаимном понимании... и поехал Тарковский с гениальнейшим Рербергом снимать фильм практически без сценария и напрочь без плана... ведь мы же гении? Ведь что нам стОит? Стоило это предельно дорого, обернулась эта затея всем участникам крайне высокой ценой... но об этом чуть позже.

А что же Вадим Юсов? Почему ушел от Тарковского? Почему вдруг у него случился такой карьерный взлет, особенно бестактный на фоне трагического исхода у ни с того ни с сего брошенного им Тарковского (и примкнувшего к нему неосторожно Рерберга)? Что, черт (!?) побери, случилось? А ларчик открывался на удивление просто, сам же Вадим Юсов об этом походя сказал в одном из интервью, которое совершенно случайно (где-то так двадцатое по счету) нашлось на просторах интернета... Причем судя по тому, как он это говорил - Юсов и сам толком не понял, что произошло, для него это было совершено естественно, грубо говоря - он просто не мог поступить иначе. Ну а мне, постфактум и со стороны, причины произошедшего вдруг стали ясны и понятны, как божий день.

Но об этом - видимо, в следующем посте... ибо баю-бай, поскорее засыпай... )

Все посты:
https://alejorojas.livejournal.com/142385.html
https://alejorojas.livejournal.com/142787.html
https://alejorojas.livejournal.com/142951.html

Tags: Кино, Рерберг, Сталкер, Тарковский, Юсов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments