alejorojas (alejorojas) wrote,
alejorojas
alejorojas

Category:

Юсов, Рерберг и Тарковский. Ошибка оператора

Все что ниже написано - бред от первого до последнего слова. Некая попытка вспомнить некие размышления на тему. Специально не проверяю ни имен, ни фактов, ни дат... поток сознания как он есть. Итак...

Все выросшие в СССР знают фамилию Тарковский (который режиссер). Имя его знают не все (я например сейчас было решил, что Олег... а, нет - Андрей), а вот фамилию - все, кто по зрелом размышлении с чего-то причислил себя к интеллигенции, типа меня... хотя где я, а где интеллигенция? Но сейчас не об этом.

Естественно я Тарковского знал, смотрел, офигевал, не понимал и проч. и всяко-разно. Жили мы в тесном контакте - Тарковский снимал фильмы, Советская Родина их показывала мне в час по чайной ложке, и так весь мир вертелся. В общем, получилось так (невзирая на цензуру, которая зверствовала, и даже, говорят, свирепствовала), что Тарковского я посмотрел всего, по мере выхода фильмов на экран, причем в кинотеатрах - т.е. в том формате, который должно. Ну посмотрел - и ладно... однако осадочек остался. Не осадочек даже, а прямо скажем - любопытство, предчувствие некой тайны...

Причем заметьте, я говорю - Тарковский, ибо я был не просто зритель, а член всех и всяческих клубов кинолюбителей - поэтому ни одной фамилии кроме Тарковского не знал, а кинопроизводство представлял себе некоей магией Арнора... Удуна... ну в общем - совершенно таинственной и непостижимой вещью. А уж то, что кино снимает оператор - и в голову прийти не могло... но об этом позже.

Однако времена менялись, Советская Родина почила в бозе, наступил интернет, торрент и рутрекер... а главное - лично в моей жизни наступил телевизор. С телевизором у меня были давние счеты - я всю жизнь о нем мечтал, он мне всю жизнь не давался. Обычно на телевизор у меня не было денег. Но если они появлялись - телевизор исчезал из продажи. Однако это еще пол-беды... беда в том, что если я покупал телевизор - то оказывался в местах, где прием телесигнала крайне затруднителен, чтобы не сказать - невозможен.

Например - эротический фильм "9 1/2 недель" (возможно, девять дней... не помню) я умудрился посмотреть по телевизору "Ррубидий"... эээ... "Рубин" невероятной какой-то диагонали, да еще и цветной - что означало, что показывал он серую, мутную, расплывчатую картинку. Поэтому когда в интеллигентной беседе меня спросили, а смотрел ли я вышеназванный эротический! (ух, это было что-то) фильм, я злобно пробурчал, что мне он эротическим не показался - мрачные серые люди в ватниках (Украинаа, ауу) ничего эротического не представляли даже для неандертальца, каковым я тогда (как впрочем и сейчас) вне всякого сомнения являлся...

И вот вдруг, ни с того ни с сего - совпало несколько событий. Во-первых, я не стал покупать телевизор (чтобы не оказаться вновь в местах не столь отдаленных), а собрал из всякого цифрового железа устройство столь сложное, что Силы Небесные (которое вне всякого сомнения берегли меня от всего пагубного) несколько подрастерялись и не распознали угрозы... ко всему этому я добавил антенну и вуаля! Сигнал, мягко выражаясь, попер...

А я тем временем занялся еще и фотографией, и обнаружил - что это такая профессия. В смысле - не хухры-мухры, наводишь фокус, получишь результат... в теории. На практике же увы и ах, фото "нэ лэзе" ни в какие ворота. Сии потуги привели однако к тому, что я осознал простую для кого-то вещь (а для меня это был прям апокалипсис) - кино снимает оператор! И стал я присматриваться к работам операторов, и даже - о кощунство! - считать их важнее режиссеров.

И тут коварно собранный мной из цифрохлама девайс вдруг выдает мне цифрового качества черно-белую картинку... "Иваново детство". А до того сей фильм я умудрился не посмотреть, Советская Родина таки утаила его от не слишком настойчивого кинолюбителя. В общем - глянул я и совершенно обалдел... каждый, практически каждый кадр фильма был шедевром фотографии, невероятным даже для меня (пересмотревшего к тому времени весь Голливуд, Францию, Италию и даже СССР)... как? А главное - кто?

И что же вы думаете? Это был Тарковский. Сказать что меня удивило, значит ничего не сказать - ибо Тарковского я пересмотрел и опознавал по одному кадру... а здесь - совершенно невероятный Тарковский! Однако внимательный читатель заметил, что к тому времени я уже поднялся до определенных высот в интеллектуальном развитии и уже знал слово - оператор... А поскольку интернет уже настал, и цифро-хлам (выполняющий функции телевизора) кроме всего прочего легко в виде паука лез в свою паутину, то я легко узнал все что скрыто, а именно - фамилию оператора сего шедевра.

Им оказался Юсов. Если не ошибаюсь - Вадим Юсов.
А "Иваново детство" - чуть ли не первая работа Тарковского, снятая им совместно с Андроном (он же Андрей) Михалковым-Кончаловским (впоследствии просто - Кончаловский)... и вот тут я понял - тайна сия велика есть! Ведь с помощью интернета можно узнать все - в частности всех операторов, снимающих с режиссерами вообще и с Тарковским в частности. Сказано - сделано. И что бы вы думали - тайна таки имела место быть!

И заключалась она вот в чем...

Но сначала - небольшое отступление про операторов. Оператор - это такой специальный человек, который не умеет говорить. Режиссер - умеет, а оператор - нет. Зато режиссер не умеет снимать, а оператор - умеет. Поэтому тандем режиссер - оператор решает все. Нет тандема - нет кино. И выяснились удивительнейшие подробности... например - что Никита (который Сергеевич) Михалков (он же МихАлков) работал с одним и тем же оператором... ну кто бы мог подумать! Фамилия этого оператора Лебешев (вроде бы Петр... а, нет - Павел!) Павел Лебешев, и именно ему (а не МихАлкову, как я наивно думал) мы обязаны удовольствием наблюдать божественную картинку михАлковских фильмов...

Легко предположить, что Тарковский, после оглушительного успеха "Иванова детства", должен был и дальше работать с Юсовым и только с Юсовым...так и получилось. С Юсовым он снял свои гениальные фильмы "Солярис", "Андрей Рублев"... Тарковский подбирался к "Зеркалу", и вдруг бац! "Зеркало", гениальное "Зеркало" он снял... с Рербергом... гениальнейшим Георгием Рербергом, это все так... но почему не с Вадимом Юсовым? Ведь сработались, ведь как показало будущее - Юсов шел вперед и вверх семимильными шагами, становясь Оператором мирового уровня, Тарковский (что ни говори, не случайный человек в кино) не мог этого не понимать... так почему с Рерберкогм? И куда же делся Юсов?

А Вадим Юсов ушел к Бондарчуку (нет, не к Федору - к Сергею, тут Юсову не повезло... Федор еще не снимал) на знаменитую картину "Они сражались за Родину". За которую впоследствии получил все мыслимые и немыслимые награды, сделался профессором ВГИКа и умер совсем недавно, прожив долгую, счастливую творческую жизнь... но почему он ушел от Тарковского? Ушел с "Зеркала"? Ведь гениальный режиссер, гениальный фильм, ведь пик карьеры? И потом - если человек ошибся, то все рушится (мы это еще увидим на примере Георгия Рерберга), а у Юсова карьера резко пошла вверх... вот она, тайна как она есть - понял я и напряг интернет. И вуаля - Вадим Юсов сам мне ответил на этот вопрос... но об этом чуть позже.

Итак, Юсов ушел на "Они сражались за Родину", а на его место пришел гениальнейший Рерберг - и все заверте... Они с Тарковским сняли "Зеркало", гениальный режиссер и гениальнейший оператор сняли гениальный фильм... что тут началось! Почет, слава, деньги (это я фантазирую)... однако во многих почестях - многие печали. Вдруг все остановилось (у Тарковского в частности, Рерберг продолжал снимать)... почему? Ну так "кговавая гэбня" душила же свободы! Шучу :) Не знаю почему, могу только предполагать.

Одна из гипотез - Тарковский просто не умел снимать кино (это я даже могу попытаться обосновать, хотя и лениво... и это совсем не умаляет гениальности Тарковского кстати - мало ли кто из гениев чего не умел? создать шедевр это одно, а освоить производство - совсем, совсем другое, особенно такое сложное, как кинопроизводство) и не слишком любил работать (это я пытаюсь мерить гения по себе) некоторые работы, например - составление планов (ибо фильмы он снимал совершенно осатанело - не случайное кстати слово - загоняя до полусмерти себя и всех вокруг). А тогдашнее Гос.кино (это я вру по памяти) были весьма высокопрофессиональные люди. И попытки Тарковского всучить этому самому гос.кину не проработанные сценарии легко вскрывались и отметались... и Тарковский загрустил, причем стал делать это в полной темноте (это я опять вру). Дело в том что МосЭнерго (филиал кровавой гэбни) периодически врывалось в квартиру Тарковского, и вырубало там свет (мотивируя смехотворнейшими поводами типа не оплаты счетов за электроэнергию)... так дальше продолжаться не могло.

И Тарковский нашел гениальнейшее, хотя и не бесспорное решение - написал письмо Съезду Партии КПСС (почему-то мне кажется, что XXII-му, хотя это конечно далеко не факт... лень проверять какому), мол - доколе? Мол голодую и скитаюся по воле пославшего мя нах госкино! Мол - да будьте же вы людьми, дайте пару охуелиардов на гениальную фильму! А Съезд - это вам не выше уже разок упомянутые хухры, я извиняюсь, мухры! Съезд шутить не любит. И этот самый съезд позвонил в гос.кино (и даже приказ издал) и гневно потребовал (посадить нахрен негодяя? не угадали) прекратить издеваться над великим режиссером и немедленно запустить его в производство. Об исполнении - доложить.

Однако - гос.кино не лыком шит, он хитер и осторожен... да, вы правы - но возможен ход обратный, говорит. Гос.кино возглавлял такой человек... да что там человек - Человечище! Человек-партизан, ну например - Паршин (во я заврался! это в фильме "Оттепель" глава госкино партизан Паршин, а в реале - Бог весть кто)... в общем - может и не партизан, но весьма серьезный мужчина. И вот этот серьезный мужчина был слегка удивлен, что бездельник и лентяй (ну мне так кажется, а он-то себя считал конечно жертвой кровавого режЫма) Тарковский вместо того чтобы взяться за ум и начать готовить нормальные планы на фильмы (а без таковых планов денег - совершенно громадных деньжищ, кстати - на фильм не дадут), взялся кляузы строчить... однако глава гос.кино был мужик и не стал писать съезду что Тарковский - пьяница, тунеядец и антисоветчик, которому денег давать нельзя - ибо все профукает (как впоследствии и оказалось), а зашел с козырей.

Вызвал Тарковского и предложил ему немедленно! представить план на тот фильм, который у него, Тарковского, якобы готов к производству (а кино - это производство, дешевле ракету в космос запустить чем кино снять), и который ему, Тарковскому, якобы не дает снимать коварное гос.кино. Тарковский вышел из кабинета пошатываясь... ибо никакого-такого плана у него не было. Ну то есть совсем. Он же гений! Он создан творить! Какие еще к чертовой (это не случайное слово) матери планы? Жалкие, ничтожные людишки...

Однако не предоставить такой план было чревато, дело-то на контроле съезда (партии, если кто забыл), а съезд шутить не любит... И Тарковский нашел гениальное (как ему тогда казалось) решение - предоставить нечто похожее на план (как я его понимаю, сам такой!) И предоставил. Сценарий к фильму "Сталкер". Ну как сценарий... такой скорее набросок сценария, некий даже не документ, скорее - материал о намерениях подумать насчет Стругацких...

Тут надо пояснить, как снимается кино (я сам не знаю, но уже догадываюсь). Собирается толпа... нет - толпища людей. Каждый на своем участке. Делает свою работу. Все как один. В едином порыве. А режиссер все сводит воедино, всем царствует и надо всем владеет... и поэтому без детальнейшего плана - никуда. Ибо? Растранжиришь (пардон ми май френч) народные деньги без плана, а за деньги по головке не погладят... и как вы понимаете из названия, никаким-таким детальным планом сценарий не является. Каждый, кто составлял детальный план работ в сроки за деньги знает - это большой, тяжелый труд. На который у гения Тарковского увы - не хватило времени, всего пять лет прошло, тут пока подумал - день прошел, какой еще к черту (вот, опять!) план?

Но случилось чудо - гос.кино сочло набросок сценария планом. Выделило деньжищи (охуелиард по нонешним ценам), пожелало успехов и помахало вслед ручкой. Видимо мотивируя тем, что в случае чего - будет виноват Тарковский, а пока напишем съезду, мол - ваше замечание со всем нашим вниманием пущено в работу при взаимном понимании... и поехал Тарковский с гениальнейшим Рербергом снимать фильм практически без сценария и напрочь без плана... ведь мы же гении? Ведь что нам стОит? Стоило это предельно дорого, обернулась эта затея всем участникам крайне высокой ценой... но об этом чуть позже.

А что же Вадим Юсов? Почему ушел от Тарковского? Почему вдруг у него случился такой карьерный взлет, особенно бестактный на фоне трагического исхода у ни с того ни с сего брошенного им Тарковского (и примкнувшего к нему неосторожно Рерберга)? Что, черт (!?) побери, случилось? А ларчик открывался на удивление просто, сам же Вадим Юсов об этом походя сказал в одном из интервью, которое совершенно случайно (где-то так двадцатое по счету) нашлось на просторах интернета... Причем судя по тому, как он это говорил - Юсов и сам толком не понял, что произошло, для него это было совершено естественно, грубо говоря - он просто не мог поступить иначе. Ну а мне, постфактум и со стороны, причины произошедшего вдруг стали ясны и понятны, как божий день.

Но об этом - видимо, в следующем посте... ибо баю-бай, поскорее засыпай... )

Все посты:
https://alejorojas.livejournal.com/142385.html
https://alejorojas.livejournal.com/142787.html
https://alejorojas.livejournal.com/142951.html

Tags: Кино, Рерберг, Сталкер, Тарковский, Юсов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments