alejorojas (alejorojas) wrote,
alejorojas
alejorojas

Category:

Юсов, Рерберг и Тарковский. Ошибка оператора. Продолжение

Итак, гениальный Тарковский и гениальнейший Рерберг уехали снимать наигениальнейшего "Сталкера" без плана, без сценария, без много чего еще - и все заверте... Об этом эпохальном событии врать труднее, ибо воспоминаний съемочной группы "Сталкера" вагон и маленькая тележка, всем рекомендую, увлекательнейшее чтиво! И вполне себе доставляющее видео... Нет там только одного - интервью Вадима Юсова, ибо он по совершенно таинственным (это я нагнетаю) соображениям участия в съемках не принимал.

Разошлись пути-дорожки гениального Тарковского, не умеющего снимать кино, и Оператора мирового уровня, возглавившего кафедру ВГИКа... "А ведь мы помним Вадьку другим, это сейчас он стал - прохфессор!" - ржал на интервью уже постаревший Лебешев - "Другой был Вадька - набухается бывало, идет по Тверской и всем встречным (мужикам) морды бьет!" Да - было дело, любил "Вадька" Юсов подраться... пока не встретился ему маленький худенький армянин, который буквально несколькими грамотными сериями менее чем за пару секунд так избил беднягу-Юсова, что тот зарекся приставать к кому-либо с пьяными глупостями... олимпийский чемпион по боксу оказался паренек... )
Извиняюсь, вспомнилось - байка, так сказать.

Почему же они разошлись? Да сущие пустяки... но я прямо измучился загадкой и начал придумывать разгадки. Видимо - думал я - что гордец Тарковский высокомерно обошелся с Вадимом Юсовым, а тот не стерпел и вот... и вот нет! Интервью с Юсовым я прослушал изрядное количество, и везде, как только речь заходила о Тарковском, Юсов менялся - буквально становился трепетно-нежным, говорил об "Андрюшеньке" так хорошо и так трогательно, что сразу было видно - "Вадька" до сих пор любит своего "Андрюшеньку" и все бы отдал, лишь бы оказаться тогда рядом с ним, лишь бы помочь - и видимо это было взаимно, два великих мастера любили друг друга, у них была настоящая мужская дружба....так почему??? Тайна крепчала прямо на глазах...

Однако "Сталкер" пошел в производство - и пошел настолько плохо, насколько может идти фильм без плана и сценария. То есть это была катастрофа. И первой жертвой ее пал великий Оператор (без малейшей иронии) Георгий Рерберг. Тут я еще немного пофантазирую как снимается кино, в смысле - непосредственно оператором, на площадке. Кино на площадке оператором снимается исключительно по сценарию и плану... почему? Представьте себе - трагическая сцена, Алиса Фрейндлих (в "Сталкере") играет мать, страдающую, больной ребенок, муж-балбес... как поставить свет? А свет - это не фонариком светить, это такие дуры-прожектора, их надо надежно закрепить (не дай Бог - упадут! каждый стоит как мерседес, а если пришибут кого?), световую схему надо заранее составить, для этого нужен план - а его нет!

И вот Рерберг терзает Тарковского - что завтра снимаем? Я завтра тебе скажу - отвечает Тарковский. Отлично - вот завтра скажешь, я завтра придумаю световую схему, и послезавтра ребята ее сделают - а вот после-после завтра мы ее снимем! Ты как со мной разговариваешь - кипятится Тарковский, я творец - твое дело реализовывать мой замысел! Да, ты творец, но реализация замысла требует времени - тактично, как больному, объясняет Рерберг... поэтому - простой на неделю! А группа, чтобы вы поняли, всю эту неделю получает весьма немаленькую зарплату... кино не снимается, деньги (тот самый выданный охуелиард) помаленьку вылетают в трубу - все потому, что у "Андрюшеньки" не было плана, не озаботился товарищ гений его предварительно создать... гос.кино это все предвидело, именно поэтому и не давало денег кстати - грамотные же люди.

Нну? И кто же виноват, что кино не снимается - позвольте вас спросить? И Тарковский находит очередное гениальное решение - виноват оператор! Он постоянно спорит с режиссером, слишком долго рисует свои дурацкие схемы, слишком долго ставит свои дурацкие прожектора, любой нормальный оператор уже давно бы! А эти "псевдогении" только пафос и умеют нагонять (не имел конечно себя ввиду Тарковский), ну и так далее, и так далее, и так далее...

Причем - это тоже в своем роде чудо, что с оператором-то произошло? Нет, не так... откуда вообще этот негодяй взялся на картине? Госкино небось подбросило своего любимчика... а вот и нет. "Негодяй" Рерберг взялся на картине решением Тарковского... более того, напоминаю - вышеупомянутый Рерберг уже снял Тарковскому одну картину, гениальнейшее "Зеркало"... это как понимать? Оператор снимает Режиссеру великолепное кино, Режиссер настолько доволен, что приглашает Оператора на картину всей своей жизни... и на ней Оператор вдруг становится плохим? Но как... почему? Какая разница между гениальнейшим Рербергом, снявшим гениальнейшее "Зеркало" - и "негодяем" Рербергом, загубившим "Сталкера"? Причем пока "Андрюшенька" лежал на диване (без света) и грезил о шедеврах, Рерберг в это время их снимал. Он поработал в Японии с Соловьевым (тоже не случайный человек в кино), где кстати гордые сыны Микадо бегали за Оператором на коленях, записывали каждое его слово и зарисовывали каждый его жест - настолько оценили мастерство.

Что случилось с Рербергом на "Сталкере", почему он так резко изменился после "Зеркала" (причем кроме Тарковского никто этих изменений не заметил), в чем наконец разница между "Зеркалом" и "Сталкером"? А разница проста - на "Зеркале" у Тарковского был план. Он на "Зеркале" еще не был творцом, он был Режиссером, честно работал, планировал съемки - и гениальный Рерберг чутко реагировал на все изменения планов, в том числе - и прямо на съемочной площадке, ибо планы хотя бы были... На "Сталкере" их не стало, совсем. И Рерберг (также как и другие, пытавшиеся его заменить операторы) не потянул. Не смог. Ниасилил... непросто это - пойти туда, незнай куда, и сделать там то, незнай что...

А следует заметить, что "Сталкер" снимался посреди территории, заполненной страшно ядовитыми химическими отходами, буквально в зоне экологической катастрофы, что также не добавляло желания постоянно находится, при этом нихрена не делая, на съемочной площадке и наблюдать, как Рерберг почесывая голову в разных местах задумчиво ходит по оной площадке с карандашом, бумагой и люксметром... а потом мрачные похмельные осветители начинают матерясь свинчивать свои дурацкие прожектора и прятать провода от них...

И вот когда все готово, сцена собрана, свет поставлен, актриса загримирована и все уже надышались химией до полной тошноты - приходит свежий выспавшийся Тарковский и радует всех "у меня появилась идея!" Снимать будем не трагическую Алису Фрейндлих, а радостную Алису Фрейндлих! Ну что она все трагическая и трагическая, пусть будет иногда радостная! Ведь это гениально!

Гениально... бурчит гример - а ничего что грим нужен другой? Ах, да зачем же другой - удивляется Тарковский, пусть прям в этом гриме и радуется! А затем - бурчит гример - что в этом гриме она может исполнить только трагические эмоции, наложены специальные тени и т.д. и т.п., попытка обрадоваться приведет к идиотской мимике... грим надо перерисовывать!

Так перерисовывайте - удивляется Тарковский - в чем проблема?
Да ни в чем - удивляется гример - просто это несколько часов, а солнышко тю-тю

И тут вступает в разговор тактичный Рерберг, который отходил покурить туда, где не взрываются пары ядовитых испарений. Узнавая о смене идеи сцены, Рерберг охреневает, а потом предельно тактично интересуется у режиссера - а знает ли уважаемый режиссер, что свет для этой сцены нужен дру-гой? Ибо этот свет был расчитан на эту сцену, а на другую сцену надо расчитывать другой свет? И он, Рерберг, сейчас бросит все дела и быстренько, буквально за пол-дня, нарисует другую схему, а осветители быстренько, буквально за день, переставят прожектора, и в общем еще через неделю мы все с удовольствием снимем гениальную сцену, где гениальная Алиса Фрейндлих гениально радуется уж и не знаю какому пирогу!

И вот в таких плодотворных, чрезвычайно полезных для здоровья и производственных отношений дискуссиях тянулось время и с грехом пополам снимались куцие кадры "Сталкера"... напряжение нарастало и наконец - взорвалось! Мучительно отснятая пленка оказалось испорченной. Ее, пленку, купили на одесском базаре из под-полы, она оказалась никому неизвестной версией кодака, в мастерской "Мосфильма" этот факт не учли - и проявили ее как обычную. Чем смыли нахрен весь эмульсионный слой с гениально радующейся неизвестно какому пирогу гениальной Алисой Фрейндлих!

В этой сложнейшей ситуации Тарковский повел себя как настоящий мужчина - обвинил во всем оператора. Мол, оператор изначально вел себя не по товарищески, пил на рабочем месте (с каким-то там Тарковским), всячески тормозил съемочный процесс, постоянно по своей прихоти переставляя свет и мешая гениальному режиссеру реализовать свой замысел, и даже иногда... да-да, мне больно об этом говорить, но я обязан - ругался матом! Разве место таким в советском кинематографе? Да гнать его поганой метлой! А мне еще охуелиард денег (предыдущий кончился), какие тут счеты - шэдевр снимаем, а то я вот съезду пожалуюсь...

Охуелиард - дали. Рерберга - уволили из картины. И чуть не вышибли и с работы, но тут стали всплывать ненужные подробности... Например, выяснилось, что "Мосфильм" смыл пленку не только Рерберга, но и еще нескольких операторов, которые не пили, режиссерам со светом мозг не проедали, матом не ругались и даже переводили старушек через дорогу! И пришлось нехотя признать, что в некачественной проявке пленки виноват не пьяница, матершинник и светофил Рерберг, а таки тот, кто ее проявлял, т.е. "Мосф"... тссс...

Рерберга восстановили (ну или не стали увольнять окончательно, не помню), однако осадочек остался. А какой режиссер захочет снимать с таким оператором? Ни-ка-кой... и покатился Рерберг по наклонной вниз, вниз, к самой своей кончине. Вот так неосторожное участие гениального оператора в гениальной картине "Зеркало" (да-да, я не ошибся) не менее гениального режиссера Тарковского сломало оператору творческую деятельность, судьбу, а потом и саму жизнь. А теперь внимание, вопрос - это что же, простодушный, любящий Тарковского Юсов что-то знал? О будущем? И поэтому не пошел на "Зеркало"... но как???

Прежде чем перейти к разгадке, продолжим о "Сталкере". Тарковский оправдался за срыв сроков (все Рерберг виноват, тормозил, мешал, а потом уничтожил по пьяни весь отснятый материал ), получил еще один охуелиард (второй по счету - сразу скажу, что не последний) и - нового оператора! Не буду вспоминать кого, кого-то из надежных, хорошо зарекомендовавших себя опытных профессионалов.

Надежный, хорошо зарекомендовавший себя опытный профессионал приехал, походил по площадкам, пришел к Режиссеру и протянул руку. Когда тот попытался поздороваться, тактично пояснил - план... мне нужен план. Какой еще план!? - взвился Режиссер. А план, мил человек, того, чего будем снимать завтра, послезавтра, и послепослезавтра... я должен разработать схемы, осветители должны их собрать... ну че ты как маленький, первый раз кино снимаешь?

Никакого плана не будет - возопил Режиссер - мы снимаем шедевр по наитию!
А - понял его надежный, хорошо зарекомендовавший себя опытный профессионал - вот сам и снимай.
И уехал.

А Тарковский начал искать очередного оператора. Нашел - но тот тоже оказался надежный, хорошо зарекомендовавший себя опытный профессионал. И тоже потребовал план. И тоже отбыл сразу, как только его не получил.

Эта музыка была бы вечной, однако госкино, горестно наблюдая как исчезает второй охуелиард подряд, вмешалось в ситуацию и дало оператора. Назвать его ненадежным, неопытным или непрофессионалом я конечно не могу - но он согласился снимать. Уж не знаю, может госкино взяло в заложники его домашних, или пригрозило самый толстый объектив использовать для колоноскопии - но согласился. Съемки наконец пошли, однако делу это не помогло. Победив оператора, Тарковский начал бороться с актерами, сценаристами (Стругацкие если не ошибаюсь уже дневали и ночевали на площадке, ежевечерне переписывая сценарий на завтрашний день) и прочими участниками съемочной группы...

Однако к делу это уже не относится. К делу относится другое - почему и какую ошибку совершил Георгий Рерберг, почему ее не совершил Юсов, и почему наконец за эту ошибку Рербергу пришлось заплатить столь высокую цену? "Г. Рерберг умер от разрыва сердца. Похоронен на Введенском кладбище рядом с отцом и матерью." - скупо говорит об этом Википедия. Ну, не только Рербергу конечно, самого Тарковского тоже не миновала чаша сия...Но - почему от разрыва сердца не умер "Вадька" Юсов? Ведь на месте Рерберга должен был быть он... так почему его там не оказалось, почему он прожил долгую и счастливую жизнь?

Об этом - в следующем (надеюсь, завершающем) выпуске нашего увлекательного киноальманаха фантазий, однако - пора и кофию откушать... )


Все посты:
https://alejorojas.livejournal.com/142385.html
https://alejorojas.livejournal.com/142787.html
https://alejorojas.livejournal.com/142951.html
Tags: Кино, Рерберг, Тарковский, Юсов
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments