alejorojas (alejorojas) wrote,
alejorojas
alejorojas

Categories:

Юсов, Рерберг и Тарковский. Ошибка оператора. Окончание


Пора однако заканчивать интригу, которую кстати я сам выдумал прямо таки из собственного пальца.

Итак - "Сталкер" оказался катастрофой. Погиб Рерберг. Сбежал за рубеж и там погиб Тарковский. Погибло чуть не половина (ну хорошо, не половина... но многие) съемочной группы. Госкино потеряло несколько охуелиардов рублей за весьма сомнительный шэдевр. Кстати - пару охуелиардов Тарковский увез с собой за границу, где по контракту с госкино пытался снимать свои картины... но дело, как мне показалось, не пошло - не буду спорить, я эти шэдевры смотрел будучи ребенком (по уму), возможно - имеет смысл пересмотреть и составить свое взрослое мнение... но сейчас не об этом.

А о Вадиме Юсове, что же он такое узнал, почему не пошел на "Зеркало" и вообще перестал работать с Тарковским? А ведь если бы не перестал - в могиле Рерберга наверняка был лежал Юсов, а Рерберг возглавил бы кафедру во ВГИКе... но сложилось так как сложилось - почему? Я прямо грезил этой тайной, надеюсь - и читателей получилось убедить в удивительной похожести судеб моих героев-операторов, и в том, что на месте одного легко мог оказаться другой... почему же не оказался?

Ведь и Рерберг и Юсов были очень чистыми, искренними и добрыми людьми. Все знающие их говорили о ребятах с большой любовью и уважением... что же явилось этой точкой бифуркации, которая разделила двух Мастеров - одного к позору и смерти, другого - к славе и жизни? Таковой точкой бифуркации явился уже поминаемый мной всуе фильм "Зеркало". Его гениально снял Рерберг - и был за это убит. Его неизвестно почему отказался снимать гениальный Юсов - и был за это восславлен и спасен. Так что такого в этом фильме, вы можете его пересмотреть - и вряд ли что-нибудь обнаружите, да - гениальный, но - фильм... фильмы же не убивают? Или...

Когда на очередном отысканном в интернете интервью Юсов наконец сказал об этом - я был поражен. Как? Вот из-за этого? Не может быть! Я удвоил поиски, хотя подсознательно уже понимал - да, из-за этого... да, вот она - точка бифуркации, которую не заметил умнейший Георгий Рерберг и с легкостью преодолел простодушный "Вадька" Юсов. Причем простодушный Юсов точку бифуркации тоже не заметил, но по другому - она не представляла для него никакой загадки, поэтому он перешагнул ее и забыл. И совершенно случайно упомянул в банальном интервью, в котором как всегда говорил об "Андрюшеньке" с теплотой и любовью, буквально со слезами на глазах...

Кстати - я бы эту точку не заметил тоже, поэтому мне близок и понятен Рерберг, он, невзирая на весь свой ум, также как и я кое-чего не видел и не понимал... духовная слепота, которой в окружении Тарковского страдали все - кроме Юсова. Именно это их и разлучило, именно поэтому они и разошлись... но какова однако цена? Буквально жизнь и смерть! Однако, к делу...в чем наконец разница между "Зеркалом" и "Сталкером"?

Дело в том, что на "Зеркале" Тарковский был Режиссером - а на "Сталкере" творцом. Почувствуйте разницу. На "Зеркале" Тарковский работал, на "Сталкере" - творил. Все так, но в чем конкретно это проявлялось? Разница проста - на "Зеркале" у Тарковского был план. И с этим планом Тарковский ознакомил всех, в том числе и Юсова. И простодушный, горячо любящий "Андрюшеньку" "Вадька" прочитал - и отказался. Мягко, но наотрез. А Рерберг согласился, не заметив в плане подводных камней. Снял гениальный фильм. И погиб.

Что же такого увидел Юсов, что не позволило ему работать с любимым "Андрюшенькой" дальше? Да сущие пустяки, я бы даже внимания не обратил - видимо, не обратил и Рерберг. Фильм "Зеркало" предполагался Тарковским автобиографичным (вроде у него все фильмы такие, кроме как про себя он снимать не мог в принципе), и в частности - в нем предполагалось вставить интервью матери "Андрюшеньки". Само интервью Тарковский планировал снять тайно от матери, скрытой камерой, вызвав мать на предельно искренний, семейный разговор - о проблемах в собственно семье, которые (возможно) могли создать будущему ребенку-гению некие проблемы психологического свойства.

Юсов дошел до этого места - и отказался. Сам на интервью он об этом говорил просто, не видя в этом ничего особого (передаю своими словами) "Ну как же, Андрюшенька, ну это же нехорошо, ведь она твоя мать...я не могу, прости." Ну а Тарковский (и видимо Рерберг) не увидели в этом ничего такого, ведь это для искусства (фантазирую я), ведь оно требует жертв, ведь иначе гениальный фильм не создашь и т.д. и т.п.

Результат этого простого решения превзошел все самые смелые ожидания... Рерберг и Тарковский сняли гениальный фильм. И начали снимать другой. И погибли, все. Все - кроме Юсова... который остался без работы. Правда, ненадолго. Его совершенно неожиданно пригласили снять эпос "Они сражались за Родину" Сергея Бондарчука. Это работа навсегда вписала имя Вадима Юсова в анналы мирового кинематографа, куда так стремились Тарковский и Рерберг... И совершенно заслуженно сделала "Вадьку" профессором, возглавившим кафедру операторского мастерства во ВГИКе, чему так неполиткорректно "ржал" на одном из интервью изрядно постаревший великий оператор Павел Лебешев... )


Все посты:
https://alejorojas.livejournal.com/142385.html
https://alejorojas.livejournal.com/142787.html
https://alejorojas.livejournal.com/142951.html

Tags: Кино, Рерберг, Тарковский, Юсов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments