alejorojas (alejorojas) wrote,
alejorojas
alejorojas

Categories:

Монах и бес. Загадка режиссера

Итак, загадку никто не отгадал, и это не удивительно. Ибо ответ лежит настолько на поверхности, что я его не заметил. Напомню, загадка вот в чем - как? Каким образом какойтотам Никита Тарасов умудрился так сыграть Императора (похож на Николая II, впрочем - и на всех сразу), что я прямо готов был бежать ему присягать? Причем ну ладно, первый раз посмотрел - Император! Второй - опять Император! Третий... да что ж такое, почему я так обманываться рад?

Я начал смотреть внимательно, и оказалось - прежде Императора появился Настоятель (игумен монастыря) - такой настоящий, что настоящие по сравнению с ним - не настоящие! Вот кроме шуток, Феогност, архиепископ Сергиево-Посадский, Наместник СвятоТроице-Сергиевой Лавры, уж куда как и властен, и силен духом, и вид имеет весьма внушительный... но все ли его опознают как Наместника, когда он в монашеском одеянии идет среди других монахов, каждый из которых - орел, Воин Христов? Далеко не факт... а тут задрипанский монастырь в хер знает где, монахи - оторви да брось, а Настоятель - прям всем настоятелям Настоятель, как?

А вот как - короля играет свита. Простая отгадка, все это слышали, но исполнение простого приема видимо отличается... Досталь как режиссер похоже накопил опыт применения этого приема, отшлифовав настолько, что он становится как бы и невидим... ну посудите сами: начало фильма. Появляется монах, по одежде видно, идет к монастырю - по стене монастырской видно, вваливается туда, начинает гореть под проливным дождем... набегают монахи а потом появляется настоятель... и началось!

Каждый монах начинает играть на новенького - все на него таращутся и чуть не с ног падают от изумления, и - на настоятеля... каждый оказывает ему почтение, каждый дает понять - это Настоятель... и вот эта сила коллективной игры актеров такова, что возникает удивительный эффект - начинаешь верить, это - Настоятель, вон как все вокруг себя ведут! Противиться этому невозможно, ведь ВСЕ СЧИТАЮТ ЕГО НАСТОЯТЕЛЕМ? Значит - он Настоятель и есть, ведь все не могут ошибаться? Отож! ))

А как только зритель безоговорочно поверил в Настоятеля - он сразу безоговорочно верит в монахов, ведь САМ НАСТОЯТЕЛЬ, считает их монахами, значит - так и есть! И пошло-поехало... А уж когда появляется Император... приезжает высокая особа, с охраной и малой, но выразительной свитой, смотрит кругом хозяйским взглядом... большой, нет - Большой Начальник! А дальше - больше, Начальник начинает упоминать Россию, мол - доколе? И ты понимаешь - федеральный уровень... а Настоятель еще не понял, но уже в ужасе - и тут монах ему показывает портрет Императора (на нем не написано, но ты уже догадываешься - А КТО Ж ЕЩЕ?) И - САМ НАСТОЯТЕЛЬ, великий владыка всех душ и даже пшенной каши, падает оземь с воплем "Где ваши ноженьки, там наши головушки!" Все! Совпало! Сам Император - ТУТ!

И вот эта коллективная игра критику отшибает напрочь, да пофиг что актеры среднего уровня - совокупный актерский талант, коллективная игра - неотразима. Удивительный эффект, не часто удается его засечь, настолько тонко он действует... ) А уж сила этого эффекта - прямо таки бъет наповал. Но - это еще не все, есть еще один тонкий нюанс, который оттеняет эту коллективную игру до совершенно невероятного уровня - принцип барокко.

Классическая живопись прорисовывает каждый штрих - и мы видим каждый штрих. И поэтому видим - это прекрасный, точный, почти живой, но - рисунок. В барокко четких штрихов нет... там краска переходит из одного тона в другой, плавно от светлого лица к темным волосам, которые не имеют четких границ, они как бы исчезают в тени - и зритель вынужден что? ДОМЫСЛИВАТЬ! И вот это домысливание делает барочную живопись совершенно живой, ибо в реале мы никогда не видим все - мы видим лишь основное, а остальное - домысливаем... именно это домысливание и делает реальность живой.

Четкий край, договоренность до точки - убивает жизнь. Недоговоренность, размытые края, силуэт, мелькнувшая тень - вот это жизнь. В фильме режиссер постоянно недоговаривает, постоянно заставляет нас додумывать, дорисовывать - и достигает совершенно жизненного эффекта, настолько что ты прямо проваливаешься в эту реальность, ведь - ТЫ САМ ЕЕ СОЗДАЛ! Режиссер лишь помог... а фильм - создается не на экране, а прямо в мозгу, который и есть самый великий творец иллюзий...

Tags: #howto, #кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments