alejorojas (alejorojas) wrote,
alejorojas
alejorojas

Category:

Хотите понять Тарковского? Начните снимать кино!

У киношников (пофиг, режиссер, оператор - не суть) есть отличный подход к критике - как только их кино начинаешь критиковать, они говорят - "ну Ок, давай посмотрим ТВОЕ кино" - и вот на этом месте критики обычно затыкаются. Исходя из поэтому единственный способ заткнуть лично мой фонтан - это дать мне камеру в руки. Однако это имеет и побочные, прямо скажем - непредвиденные эффекты.

Например, я (будучи злобным критиком Тарковского) вдруг его остро пожалел... чем глубже погружаешься в омут кинопроизводства - тем яснее становятся многие персонажи современности (моей, а для кого это старье - идите уроки делайте, а то мамка заругает). Например, меня давно мучила "загадка оператора", а именно - почему Тарковский долго и упорно работал с талантливейшим "Вадькой Юсовым" (с)П.Т.Лебешев, а Зеркало - вдруг снял с Рербергом? После чего пошел на Сталкер - и погиб. Погиб сам, убил половину съемочной группы, убил Рерберга, который был не талант - но гений... почему?



А "Вадька" Юсов пошел к Бондарчуку на "Они сражались за Родину", хапнул госпремии и получил профессуру во ВГИК-е... кто думает, что это просто - попробуйте повторить! И умер в преклонных годах, окруженный почетом и уважением, прямо гений и злодейство, но кто гений, и кто злодей? Как говорится - у нас тут не все так однозначно (с) Дочь офицера

Ну, об этом я собственно писал, вот туточки Юсов, Рерберг и Тарковский. Ошибка оператора, приняв при этом полностью и безоговорочно сторону критиков Тарковского, однако тема меня не отпустила - я знал, что "Они сражались..." сильное произведение, однако - знал по воспоминаниям детства, и тут вдруг решил пересмотреть... мамадарагая! (с) Шулер

Пересмотрев Бондарчука, я вдруг осознал, насколько тяжело было Тарковскому, и воспылал к нему слезливой жалостью, беедненький... однако на этом я не остановился, а с ходу пересмотрел Иваново детство, Зеркало (начало), а также - Конформиста (весь) и Последнее Танго в Париже (начал, но быстро запутался, кто кого сношает и зачем) - и слезы высохли, жалость прошла и вновь в мелкой зависливой душонке поднялась волна ядовитого анти-тарковского критицизьма :)

Несколько сумбурных соображений окончательно запутают суть дела, а нам того и надо! Почему Тарковского жалко? Потому, что наше кино в исполнении Бондарчука и Юсова - это жесть как она есть. Но - это кино. А вот например Иваново детство, которое меня совершенно потрясло как фотографа, как у оператора же у меня вызвало двойственные чувства - сначала офигение от мастерства, и сразу потом - что это не операторская работа, а хер знает что, талантливо, местами гениально - но "кина нет и не будет". Видимо, придется пересмотреть и Андрея Рублева, там Юсов зрелый, возможно - там он реализовал себя как оператора? В Ивановом Детстве Юсов - фотограф. Более того, в Ивановом Детстве Тарковский и помогающий ему Юсов - фотографы. Не киношники ни разу... почему нет? А потому, что фотографически выверенный кадр НЕ РАССКАЗЫВАЕТ ИСТОРИЮ. Он сам - история. Делать кино как набор движущихся фотографий - не понимать кино.



Кино - это история... а фотография - это кино, сжатое до одного кадра. Представьте себе, вас поливают из пулемета историями со скоростью 24 кадра в секунду? Ну хорошо - одна фотография в минуту... на какой минуте вы сдохнете? Поэтому мощь кино надо использовать оочень аккуратно, очень! Поэтому Иваново детство получилось взрывом выразительной мощи двух неслабых в творческом плане людей - Тарковского и Юсова (там кстати еще и Андрон Кончаловский мелькал в совершенно идиотском эпизоде), при этом весь этот взрыв ушел в атмосферу... что сказать-то хотел? О, много что, очень много, и очень громко, и очень несвязно... я бы так сказал - это расщепленное сознание, то есть? Шизофрения. Для нее это характерно - личность весьма сильна, мозг, чувства, знания, память - все Ок, а в систему не складывается...

Для сравнения - посмотрите Конформиста, отличная работа оператора и режиссера, оператор выразителен ровно настолько, чтобы не перекрикивать режиссера, каждый кадр связан со следующим, мизансцены перетекают в драматургию, и все это визуализируется гениальным Витторио Стораро... вот это - кино! И глядя на, например, Бертолуччи, понимаешь, откуда Тарковский нахватался "тарковщины" - именно "оттуда".

Возьмем того же Бертолуччи, того же Стораро, да пофиг кого из Мэтров - ни один Мэтр не крал у другого Мэтра, просто физически не мог... знаете почему? Мэтры смотрели на работы друг друга и использовали ИДЕИ - но за время пути собачка могла подрасти, и Идея одного Мэтра у другого выглядела уже совершенно другой... ну вот например - Бертолуччи взял, и "заебенил" съемку из окна движущегося авто - 5 долгих минут! Посмотрел - не, не канает! Это не кино! Выкинул и больше к этому не возвращался.



Тарковский подсмотрел у Бертолуччи - и схватился обеими руками, ах! Длиииный кааааадддрррр! Дееесять минууут будем ехать по дорооогееее, пуууустьь зриииитееель дуууумаеееетттт... И это - навеки, Тарковский приниженно смотрит на Бертолуччи и некритически его использует, делая из живого Бертолуччи идола и возводя его на пьедестал. И сам при этом лезет туда же, идите теперь его покритикуйте! САМ БЕРТОЛУЧЧИ ТАК СНИМАЕТ! - будет вам ответ с высоты пьедестала! Почувствуйте разницу - ищущий Творец, и восторженный подражатель, создающий себе культ... я его понимаю, Тарковского, кино Запада в сравнении с бондарчуками было НЕВЕРОЯТНО ВЫШЕ - но это не повод предавать свой Дар Творца, совсем не повод. Пиши убого - но сам, вот единственный способ выжить как творцу среди этих Исполинов Духа...

В общем, мысль моя, обогатившись опытом и реализовавшись на практике - совершила таки спираль и вновь пришла к той же простой мысли - Тарковский не умел снимать кино. По результатам пересмотра Иванова Детства вывод такой, однако - есть ведь еще и Андрей Рублев, и Зеркало? Зеркало - это Рерберг, прекрасная операторская работа... Юсов снимал как Тарковский, у меня закралось подозрение, что ВИДЕЛ - на Ивановом Детстве именно Тарковский, то есть оператором (плавно переходящим в фотографа) был он, Юсов только камеру переставлял... и - учился. Он очень многому научился у Тарковского, именно как оператор... ну и - как НЕ НАДО снимать кино, это тоже большой опыт.



Рерберг - совсем другое дело, самобытный оператор со своим видением и школой, тут потуги фотографа Тарковского натолкнулись на твердую позицию творца-профессионала... на Зеркале Тарковский засунул свою жалкую гордыньку в свою же дистрофичную жопку алкоголика, и получился фильм... вроде бы. До конца я его еще не досмотрел, вот уже досмотрим - тогда... )

А в Сталкере - Тарковский вознесся над всякими там рербергами, а поскольку кино - искусство режиссерское, Рерберг был обречен... но это совсем другая история.


Subscribe

  • Учительница первая моя...

    "Причем первыми позвонили с «Голоса Америки», а буквально через 5 минут после него – с телеканала «Царьград». Мой «идеологический диапазон»…

  • Технологии SAS

    По свидетельствам очевидцев, первые сотрудники полиции появились у школы через 5-7 минут после начала стрельбы. После этого Галявиев вышел из…

  • Казанская Игра Престолов

    Притворимся ненадолго, что это не SAS... поверим, что отделение в полном составе положил... стоп! Ну я лошаараа... взвод вообще-то, то есть…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 103 comments

  • Учительница первая моя...

    "Причем первыми позвонили с «Голоса Америки», а буквально через 5 минут после него – с телеканала «Царьград». Мой «идеологический диапазон»…

  • Технологии SAS

    По свидетельствам очевидцев, первые сотрудники полиции появились у школы через 5-7 минут после начала стрельбы. После этого Галявиев вышел из…

  • Казанская Игра Престолов

    Притворимся ненадолго, что это не SAS... поверим, что отделение в полном составе положил... стоп! Ну я лошаараа... взвод вообще-то, то есть…